…С детства нам поясняли так картину «Неравный брак». Вот злой старик; он
женится на молоденькой невинной девушке; она смирилась со своей участью,
тогда такие времена были. Наверное, ее родственники жадные заставили замуж
пойти – из-за богатства злого старика.
А в толпе художник Пукирев изобразил самого себя в роли шафера – он был
возлюбленным девушки. Художник был беден, так что пришлось смириться с
трагическим браком любимой.... Во всем виновато общество, где юных бедных
девушек выдают за стариков из-за денег, разлучая с возлюбленными! Все
понятно.
На самом деле, понятно далеко не все. И сами художники не любили, когда их
картины трактовали примитивно – здесь добро, здесь зло, вот кроткая овечка,
вот зловещий богатый старик-выжига… Не все так однозначно, как сейчас любят
говорить. Вот и возлюбленный не просто тайком на свадьбу пробрался. А
шафером стал. Зачем? Или ему тоже заплатили? Зачем возлюбленному вроде бы
невинной девушки так активно в ее бракосочетании участвовать?
А старый господин весь в орденах, заметьте. Может, он отважно защищал
Отечество. И он ведать не ведает, что возлюбленный девушки - шафер на его
свадьбе. А девушка любит шафера. А вовсе не старика. Наивного и обманутого.
Вот посмотрите с этой точки зрения на ситуацию. К вам на свадьбу проберется
в виде свидетеля или тамады бывший вашей невесты или бывшая жениха. А вы и
знать не будете, почему все хихикают...
И старик стариком себя не считает, наверное. Люди не оценивают свой
истинный возраст. Да и стариками тогда считали вполне еще молодых людей...
Что ожидает этого пожилого господина, семейная жизнь которого начинается так
своеобразно? Будет ли ему верна жена?
Но все говорят: ах, какой гадкий старик!
Так говорили в обществе о другом живописце – о великом Карле Брюллове после
его разрыва с молодой женой. И свадьба проходила похоже - по настроению.
Только венчались молодые в лютеранской церкви.
"Старому" жениху Карлу было почти сорок. Пожилой человек по тем временам,
поживший, поистаскавшийся в многочисленных романах, любитель выпить, слегка
неуравновешенный, глухой на одно ухо… Это отец в детстве ударил маленького
Карлушу так, что ребенок оглох на всю жизнь.
До пяти лет Карл не мог ходить, болел рахитом, так что его сажали в кучу
нагретого солнцем песка на целый день – тогда это считалось целительным
средством. А папа-скульптор учил слабенького сына искусству. Ноги не ходят,
но руки-то работают!
Так что до завтрака мальчик был должен нарисовать много: двадцать лошадок
или человечков в разных позах. Иначе никакого завтрака. А также обеда и
ужина! Роковую оплеуху отец вообще влепил маленькому сыну ни за что:
разъярился на что-то и, пробегая мимо, подскочил с ребенку и ударил. И
сделал инвалидом на всю жизнь; проблемы с ногами прошли со временем, а
слышать на одно ухо Брюллов перестал навсегда.
Хотя к отцу сохранил добрые чувства и очень был благодарен за обучение
живописи. Брюллов и сам унаследовал вспыльчивость, которая еще сыграет в его
жизни злую роль. Может, поэтому и не таил зла на отца. А может, просто был
человеком добрым и умеющим прощать – по крайней мере, сознательного зла он
никому в жизни не причинил.
Кроме одного случая, который чуть не погубил карьеру живописца, поставив
его в положение изгоя общества. Если бы не Юлия Самойлова, все пропало бы, и
Брюллов просто умер бы от отчаяния и клеветы; впрочем, об этом речь впереди,
вернемся к свадьбе.
...Жених-художник был мрачен; он «неприлично подгонял пастора», чтобы то
побыстрее закончил со свадебным обрядом. И не смотрел на юную прелестную
невесту, которая была бледна и задумчива, в точности как девушка на картине
«Неравный брак».
Горстка гостей недоуменно переглядывалась в полумраке церкви – что
случилось? Почему вместо пышной свадьбы такой короткий обряд? И свадебного
обеда не будет; Брюллов даже ростбифа не заказал! Хотя так недавно он был
восторжен, весел, строил планы и довольно сально шутил про свою невесту
Эмилию, называя ее «мой идеальчик»: этот, мол, идеальчик поскорее был под
одеяльчик!
Сорокалетний живописец, хорошо поживший и покутивший, просто дрожал от
нетерпения, стараясь приблизить день свадьбы. И изображал прелестную невесту
на своих картинах, восхищаясь ее красотой и целомудрием.
Эмилия была дочерью рижского бургомистра, человека богатого и
образованного. И дочери своей бургомистр дал блестящее образование – он учил
ее лично. А уроки музыки Эмилия брала у лучших музыкантов по выбору отца; и
сама в шестнадцать лет дала первый урок. Ее первым учеником был мальчик
Антоша Рубинштейн, в будущем – великий композитор.
Эмилия была прекрасна, богата, образована, талантлива; но отец ее,
бургомистр, согласился на ее брак с немолодым живописцем Брюлловым.
Человеком известным, богатым, признанным талантом, - но никакой
необходимости в этом браке не было.
И можно было подождать – вдруг Эмилии встретится любовь, более подходящий
для нее по возрасту, характеру, имущественному положению человек? Однако
предложение живописца было быстро принято, согласие невесты получено,
благословение отца тоже, – и вот идет свадьба. На которой жених мрачен и
раздражен. А невеста печальна и бледна. Потому что они знают в душе:
трагедия не за горами. И возлюбленный Эмилии рядом, но это вовсе не
Брюллов…
«Все не так, как кажется», вот о чем не следует забывать. И не следует
моментально делать умозаключения из того, что мы видим: немолодой любитель
женщин и вина женится на молоденькой девочке. Да еще свирепо торопит
пастора, мол, заканчивай поскорее весь это балаган!
Неприятная тайна стала известна Брюллову перед самой свадьбой: невеста не
невинна. Есть кое-какой опыт интимных отношений. И все эти возвышенные
добродетельные образы, в которых ее изображал художник – мало походят на
истинный потрет Эмилии Тимм. С горькой правдой Брюллов кое-как смирился; в
самом деле, не отменять же свадьбу. Но некоторое прозрение наступило; Эмилия
не так проста и целомудренна, как казалось. Не такой уж это
«идеальчик»…
Но имени любовника девушка не открыла жениху, только смотрела кротко и
задумчиво в глаза, да лила слезы… Ужасное предчувствие поселилось в душе
живописца. Он собирался на свадьбу в тяжелых раздумьях; взгляд его упал на
одну из картин. И Карл сказал брату; мол, сама картина пророчит мне
недоброе! Сама картина предостерегает меня от рокового шага!
Но шаг было необходимо сделать: венчание начинается. И начинается семейная
жизнь, в которой надо постараться все исправить и наладить, простить и
забыть. В конце концов, Эмилии всего восемнадцать, кто не совершал ошибок в
этом возрасте, кто не поддавался соблазанам?
Сам Карл поддавался, да еще как! Так много влюбленных красавиц перебывало в
его объятьях, и в России, и в Италии. Он быстро проявил свой талант, стал
знаменитым живописцем, любимцем общества.
За его картину император пожаловал Брюллову алмазный перстень, выразив
восхищение. И портреты Брюллов писал только тогда, когда его привлекала
«натура», Объект казался интересным и достойным изображения; - прославленный
живописец мог себе это позволить.
Завистливые речи утонули в шуме оваций и восхвалений, а дамы с первого
взгляда были готовы упасть в объятия красавца-художника. Он был красив;
вылитый Аполлон! - так говорили все, и никого не смущало, что Аполлона
живьем никто не видел. Но вот же, достаточно на Брюллова посмотреть.
Кудри, страстный взгляд, правильные черты лица – Брюллов действительно был
очень красив. И необычайно хороша собой была графиня Юлия Самойлова, с
которой он встретился на балу – и пропал. Эта загадочная, баснословно
богатая молодая дама тоже полюбила художника. Она была разведена, свободна,
богата и прекрасна.
И главное, между художником и Юлией возникло полное душевное понимание. Та
самая истинная любовь, которая объединяет не только тела, но и души.
Но Юлия не хотела брака, она ценила свою свободу так же высоко, как и
любовь. И признавалась в любви «бесценному Брюллошке», и крутила романы
направо и налево, не стесняясь мнением общества. И Карла побуждала
рассказывать о его увлечениях: почему бы и нет? Свобода отношений и любовь
могут прекрасно уживаться в сердце!
Брюллов страдал и мучился, ему нелегко было делить возлюбленную с другими;
и он писал ее портреты, запечатлевал прекрасный образ в своих картинах… Но
Юлия была совершенно права: Карл и сам был натурой увлекающейся, страстной.
Графиня уже пережила измену мужа – через месяц после свадьбы. И понимала,
что измены и увлечения могут произойти когда угодно и с кем угодно; лучше
держать дистанцию и сохранять свободу…
Она любила Карла, эта великолепная красавица и богачка. И много сделала для
его возвышения на Олимп, устраивая его картины в лучшие галереи, щедро
оплачивая счета, создавая нужные знакомства и связи. А Брюллов писал и писал
свою Юлию; сердце его безраздельно принадлежало ей. А увлечения – что же
поделаешь, такова натура художника…
И так длилось долго-долго, пока Брюллов не встретил нежную и невинную
девушку Эмилию. И не задумал жениться – в самом деле, пора! Сорок лет – тот
возраст, когда хочется иметь семью, детей, уют и собственный дом…
…«Брюллов избил молодую жену, выгнал ее на холодную улицу в одной сорочке,
и вырвал из ушей серьги вместе с мочками!», - вот что якобы произошло через
месяц после свадьбы. И вот о чем говорило с негодованием все петербургское
общество. Вопиющая жестокость.
Кроме того, Брюллов в пьяном виде якобы стукнул бутылкой по голове отца
Эмилии, бургомистра Тимма. Это просто зверство какое-то! Всю ситуацию знали
со слов пострадавшей стороны.
И с художником перестали общаться, здороваться, его картины выбросили из
галерей, новых никто не заказывал – кому хочется иметь дело с таким зверем?
Старик с картины «Неравный брак» показал свое истинное лицо! Разделался с
кроткой юной женой! И с ее почтенным отцом, который попытался вмешаться –
молодые жили в доме отца Эмили.
Тесть очень настаивал на этом, он просто не мог представить себе жизни без
любимой дочери, хотя у него были другие дети. Но настоял – и Карл с Эмилией
переехали в дом бургомистра. Где тайна и раскрылась – стало известно имя
любовника Эмили. Это был ее собственный отец! В постели с отцом и застал
живописец свою жену…
Что произошло в этот момент – трудно сказать; возможно, аффект случился,
удивляться особо нечему. Скандал произошел; но этот скандал был
срежиссирован умело. Теперь бедная жертва Эмилия осталась с отцом, это так
понятно! Избитая, поруганная, униженная – она нашла защиту у своего папы. И
вместе с папой в судебном порядке они потребовали у Брюллова пенсию для
бывшей жены. Ей же надо было на что-то жить, униженной и опозоренной.
И пенсию они вытребовали, кроме того, забрали себе бесценные картины
Брюллова, которые остались в доме. А Брюллов даже рассказать толком не мог о
происшедшем; сведения остались только в церковных кругах, где художнику
моментально дали разрешение на развод.
Дело неслыханное, ужасное, противоестественное, вот и дали без проволочек
развод. Но как жить дальше – не пояснили. Оболганному, преданному,
униженному, ограбленному, вынужденному до конца дней платить пенсию кроткой
Эмили, жизнь которой впоследствии сложилась вполне благополучно.
А страстный папа превратился в доброго дедушку для ее детей – у нее были
дети в новом браке. У Брюллова детей не было. И почти ничего уже не было; он
жил у своего друга, скульптора Клодта.
Тот был в курсе ситуации, но ничем нельзя было переломить отношение
общества к Брюллову; не все можно рассказывать, есть вещи гнусные настолько,
что о них и говорить не стоит. Пусть лучше думают, что мерзкий пьяница
Брюллов напал на невинную жену и ее папу.
И остался незаконченный рисунок того времени: «Невинность покидает землю» -
удаляется и исчезает фигура юной девушки на фоне пьющих бражников и
распутников…
Спасла Брюллова его вечная возлюбленная Юлия Самойлова. Она приехала в
Петербург, приняла самое деятельное участие в восстановлении репутации
Карла, потратила огромные деньги, чтобы его картины снова выставлялись,
использовала все свои связи при дворе…
Заставила прислугу навести порядок в доме, а сама ездила с Брюлловым на
прогулки; они все говорили и говорили, и не могли наговориться… Но и быть
вместе они тоже не могли, так бывает. И Юлия, уладив все дела, обняла и
поцеловала Карла. И умчалась снова; больше они не увиделись, по крайней
мере, в земной жизни, которой не так уж много оставалось художнику…
А Юлия пережила возлюбленного почти на четверть века; к концу жизни от
громадного ее состояния ничего не осталось. Остались только картины
Брюллова, которые она не брала в подарок – покупала тайно. И с этими
картинами она не рассталась даже в бедной старости.
Люди уходят, картины остаются. И не всегда можно понять смысл картины с
первого взгляда – все не так, как кажется»…
Как все было на самом деле - доподлинно неизвестно. Ведь до нас дошли
только обрывки слухов, сплетен, отрывки писем и разговоров того времени.
Перед вами одна из версий того, что произошло в "неравном браке".
Но женитьба на малознакомой молоденькой девушке, если жених богат, немолод,
увлечён страстью - дело опасное. И неизвестно, кого потом придётся
жалеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий