На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона
Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал
пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном
техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах,
на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.
Его идеи легли в основу так называемой педагогики сотрудничества. Соловейчик
как будто жил в реальности, параллельной традиционной советской педагогике, в
которой генеральной линией было "искоренение дурной природы ребёнка" (лени,
слабоволия, трусости). И жёсткое внушение норм общества: коллективизма,
товарищества, стойкости и пренебрежения к своим чувствам.
Соловейчик был неисправимым идеалистом. И идеалы, которые он отстаивал, – те,
к которым сейчас заново приходит современное общество: доброта, гуманизм,
внутренняя свобода и моральные ценности, подкреплённые убеждениями изнутри, а
не насаженные извне.
«Любовь и совесть, - писал Соловейчик в своей книге «Педагогика для всех», -
кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым
вдохом, с первым криком. Не все мы верим в силу любви и совести, сомневаемся
даже в их существовании (а есть ли любовь? есть ли совесть?), но всякое их
ослабление делает жизнь невыносимой. Для каждого в отдельности и для всех
вместе».
Он стал автором нескольких книг, соучредителем «Учительской газеты», из
которой в 90-е года выросла газета «Первое сентября», сценаристом программы
«Час ученичества». Отец троих детей, Соловейчик щедро делился в своих книгах
наблюдениями за собственными сыновьями и дочерью.
При этом его труды и мысли удивительно современны. Фильм «Час ученичества»,
посвящённый советской педагогике, выглядят как описание принципов работы
суперсовременной школы где-нибудь в Скандинавии. И убеждение, что уют поможет
детям увидеть красоту науки, и рассуждения о том, как не перегружать лишней
зубрёжкой и одновременно стимулировать учеников развиваться, и идеи, что
внутренняя свобода учителя влияет на его отношения с учениками и на их
отношение к предмету.
Первенство свободы
Свобода – ключевое понятие в трудах Соловейчика. Внутренняя свобода - это
основа развития: и нравственного, и интеллектуального. Научить ей нельзя,
можно только воспитать своим примером и правильным отношением с ребёнком.
Свобода не равна попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению
от дисциплины. Свобода в школе - это не хаос, а право мыслить вне рамок,
задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении
младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать и быть её
примером.
«...дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны
им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в
победителях. Свободный учитель принимает ребёнка равным себе человеком. И этим
создаёт вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный
человек».
Главным вопросом такого учителя, по словам Соловейчика, должен стать: не
угнетаю ли я детей? И если приходится принуждать их к чему-то, оправдывает ли
это цель? - «Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант
свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определённом порядке, чтобы вести
занятия, но не ломаю ли я ребёнка, стараясь подчинить его общей дисциплине?».
Принижение ребёнка, снисходительное отношение, одёргивание – это путь к тому,
что у него остановится развитие, пропадёт любопытство и интерес к учёбе и
вообще к чему-то новому. Зубрёжка и скучный материал «для середнячков» – одна
из причин, почему дети не любят учиться, считал Соловейчик. Это не значит, что
учиться в школе должны только талантливые дети. Наоборот: Соловейчик разделял
советские идеалы обучения, доступного для всех. Но задачи, которые даёт
ребёнку школа, должны быть для ребёнка трудными и вдохновляющими: он должен
чувствовать, что по-настоящему развивается. И плотная загруженность – ещё не
показатель этого.
Взрослые, дети и отношения между ними
Психоанализ в СССР был под запретом. Тем удивительнее, что Симон Соловейчик
фактически воспроизводит в своих работах идеи теории объектных отношений,
которые в начале XX века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн,
Дональд Винникот, Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх
переменных: взрослые, дети и отношения между ними.
К примеру, когда Соловейчик пишет про общение матери и младенца, он описывает
процесс контейнирования эмоций и постепенного приучения ребёнка справляться со
своими чувствами, с чем ему помогают родители.
«Маленький, грудной ещё ребёнок кричит в своей кроватке, зовёт маму, она на
кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось,
и она... не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну, но без
упрёков - чего, мол, кричишь, слышу! - нет, она идёт с повинной: - Ты меня
зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!».
Совсем маленький ребёнок, объясняет Соловейчик, нуждается в безоговорочном
признании его чувств и желаний, а ещё в стойкой вере в то, что мир в основном
справедлив и добр. Такой идеализм служит для детей защитой, без которой им
просто будет страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему
становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться с
неприятностями.
Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни. Иногда родителю
нужно признать несовершенство мира: к примеру, учительница повела себя
несправедливо. Да, к сожалению, так бывает, не все в школе будут относиться к
тебе доброжелательно. Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее. Как
это совместить? Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни.
Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду, что он справится с
этой ситуацией, а при необходимости – помочь.
Самостоятельность как цель воспитания
Ещё один момент воспитания, о котором часто говорят современные психотерапевты
и о котором в своих трудах писал Соловейчик. Поэтапное отделение ребёнка от
родителя и подготовка ко взрослой жизни - главная цель его обучения и
воспитания.
«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на
ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок
духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них».
Для этого, советует педагог, родителям стоит умерить свою тревогу. Неизбежны
травмы, двойки, а ещё периодическое неодобрение окружающих – от гостей до
тётушек во дворе. Дети не всегда ведут себя идеально, они и не должны.
«Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей
при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно,
это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не
стыдитесь!».
Конкретные знания и навыки – это не ценность. Ценность - это возможность
развиваться
Гонять во дворе собак, шутит Соловейчик, – это тоже развитие. Ребёнок должен
развиваться и психически, и физически. И порой проявления этого развития: шум,
беготня, громкие крики – нарушают комфорт взрослых и их представление о
приличиях. Но подавление природы непременно «отомстит», нельзя подавлять
ребёнка только потому, что он неудобен.
И наоборот – кружки и секции, которые вроде бы предназначены для развития, не
всегда на самом деле отвечают этому. Педагог приводит в пример маму, которая
отдаёт дочь в секцию фигурного катания. На пользу это ребёнку или во вред?
Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка. Может, она
расцветёт и будет активно развиваться. А может быть, окажется подавленной и ко
всему потеряет интерес. Любознательность, интерес к миру – показатели
внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину
или хорошие оценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий