Голодный думает только о выживании. Все его жизненные стратегии направлены только на это. И в его жизни нет места для творчества, благодарности и любви...
Эмоциональный голод искажает представление человека о самом себе, о мире, об отношениях с другими людьми, и, в результате, может разрушить его жизнь. Голодный думает только о выживании. Все его жизненные стратегии направлены только на это. И в его жизни нет места для творчества, благодарности и любви.
<…>
Как физический, так и эмоциональный голод пагубно влияют на психику человека. Вместе с молоком матери мы получаем не только питательные вещества, которые помогают расти нашему организму, но также ее тепло, заботу и ласку, которые помогают расти нашей личности. Качая нас на руках, обнимая, мама напитывает и «донашивает» нас, чтобы через некоторое время мы могли встать на свои ножки и двинуться в путь. Не всем так везет.
По разным причинам случается так, что ребенок остается не напитанным. Эмоционально не напитанным. У него это вызывает очень много чувств — боли, страха, ярости. И стойкое ощущение того, что ему не додали чего-то важного. Мама не додала. Мир не додал. Вытребовать это для себя нереально. Его не слышат и не принимают в расчет. Он слишком мал, чтобы докричаться и дотрясти ту, которая должна. Должна ему, потому что родила его, потому что он еще маленький, потому что… Должна, но не дает. Или дает мало. Или не то. Дети бывают разные.
Бывает, рождается очень сильный ребенок, с большими амбициями и потребностями. Его нужда в родительской силе и заботе реально велика. Бывает, у родителей, в частности, у мамы, столько просто нет. Ребенок в итоге остается эмоционально голодным. Он очень сильно реагирует на это, пытаясь по-своему справиться с такой несправедливостью. И, в конце концов, может принять разные решения как ему жить дальше.
Один, подавив свою ярость, может стать милым и услужливым. Заботиться о других так, как никто и никогда о них не заботился. Он будет истощаться, временами разочаровываться и обижаться на всех. Но не бросит этим заниматься. Нет. Иногда вы сможете увидеть его голодный взгляд, когда рядом появится кто-то, кто не особо нуждается в его заботе, и кто не сможет оценить его усилий и понять, как сильно он старается быть хорошим. Голодный ребенок увидит рядом «сытого» ребенка и захочет для себя его благополучия, хотя бы кусочек. Он позавидует. Потому что решит, что этот дар ему недоступен. Но потом начнет заботиться и радовать с удвоенной силой. Чтобы никто ничего не заметил. Ни голода, ни ярости, ни боли.
Другой решит, что «не надо ждать милости от природы». Тем более, природа эта уже подвела — ресурсом необходимым в начале большого пути не обеспечила, поэтому все, что нужно, он будет брать сам. О средствах особо задумываться не будет. Любая его цель будет их оправдывать. У него реально многое будет получаться. Он будет уверенно завоевывать материальный мир, обзаводиться полезными знакомствами. Он знает, что ему нужно много. Он очень долго голодал, очень.
Поэтому будет брать. Будет брать все, что ему нужно — деньги, бизнес, идеи, секс. Все, что как ему кажется, сможет его утолить его голод. И ему часто будет неважно, что то, что ему нужно, может принадлежать другому. Мир ему сильно задолжал, и он должен с ним расплатиться. Он будет ярким, харизматичным, сильным. За его напором вы никогда не увидите, как часто ему страшно и как он реально голодает.
Жадность, зависть и ревность — это те чувства, которые очень знакомы нашим героям. Мелани Кляйн в книге «Зависть и благодарность» так определяет эти чувства:
«Жадность — это бурное и ненасытное алкание, которое превышает потребности субъекта и желание и возможности объекта отдавать».
«Зависть — это злобное чувство, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым, завистливый импульс направлен на то, чтобы отобрать или испортить это».
Ревность основывается на зависти, но там есть волнение о том, чтобы не потерять любовь того, кто важен и дорог.
И те, и другие живут в своем внутреннем аду никогда не заполняемой пустоты. Их боль кажется вечной и бесконечной. Если они позволят себе ее чувствовать, то могут быть поглощенными ею. Им кажется, что тогда они не выживут. Эти чувства родились давно. Когда ребенок только что родился и единственное, что у него есть и от кого зависит все, это — мама. Точнее — отношения с ней. А эти отношения могут быть очень непростыми. Потом ребенок становится взрослым, а чувства так и остаются запечатанными и не прожитыми. И тогда детские стратегии выживания продолжают бессознательно управлять зрелым человеком, предлагая ему либо первый, либо второй путь удовлетворения своих потребностей. Только детские стратегии во взрослой жизни не работают. Удовлетворение никогда не будет достигнуто.
Что делать?
Придется повзрослеть.
Как?
Во-первых, принять тот факт, что детство закончилось и никогда не вернется. А, когда мы выросли, вряд ли найдется тот, кто захочет нас удочерить/усыновить и «отработать карму» наших родителей. Большую часть работы придется делать самим. При этом мы можем рассчитывать на поддержку и заботу тех, кто рядом. И можем открыто просить их об этом. Мы можем говорить о своих чувствах и мыслях с теми, кому мы доверяем. Выражать их: плакать, кричать, трястись от страха. Может быть, подходящие слова и не найдутся в начале. Это нормально. Чувства так долго оставались невыразимыми, что им понадобится время, чтобы проявиться.
Во-вторых, придется встретиться с собой. С тем Малышом или Малышкой, которыми мы когда-то были, чтобы понять, чем конкретно «не докормили». Задать себе вопрос, «каких разрешений, напутствий, теплых слов мне не хватает? Что я хочу, чтобы для меня тогда сделали?». Когда определили, чего не хватает, нужно будет для себя это организовать. Можно попросить помощи у близкого друга или обратиться к психотерапевту.
В-третьих, дать себе время. Процесс исцеления не может быть быстрым. Напитываться лучше постепенно. Знаете, что может быть, если после длительного голода съесть слишком много пищи? Да, несварение. Имейте это ввиду.
Что в итоге?
Уделяя себе время, распечатывая и проживая свои ранние чувства, мы высвобождаем энергию роста. Это приводит к тому, что помимо того, что улучшается физическое самочувствие, растет внутренняя устойчивость, уверенность в себе, в том, что «я могу быть опорой для себя». Тогда чувство благодарности все чаще и чаще посещает нас. Наш Внутренний ребенок чувствует себя удовлетворенным и счастливым. А, значит, в нашей жизни становится больше места для любви и творчества, что непременно сделает ее счастливой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий