Реалии сегодняшней жизни таковы, что известная с незапамятных времен
школьная травля или, выражаясь современным языком, буллинг, перекинулась со
школяров на учителей. «Прелести» этого явления уже испытали на себе два
российских педагога из трех, а еще немного — и испытает каждый. Можно ли
защититься от этого явления и как вести себя учителю в пиковой ситуации,
разбирались эксперты.
Пример буллинга учителя, что называется, с пылу — с жару. Не успели
учащиеся выйти с дистанта, как восьмиклассник одной из российских школ
явился в класс в середине урока физики и обхамил, а потом и обматерил
учителя — сорокалетнего мужчину. Тот взорвался, схватил нахала за шею,
вытолкал за дверь, а в коридоре еще и дал увесистого пенделя. Но парень
оказался не промах: с оставшихся на теле синяков он снял побои, и учителя
по-быстрому уволили. А класс в середине учебного года остался без уроков
физики.
Сейчас упомянутый учитель хочет вернуться в свою школу, и, возможно, сможет
это сделать. Во всяком случае, Общероссийский профсоюз образования, как дал
понять первый зампред межрегиональной организации Санкт-Петербурга и
Ленинградской области Иван Кайнов, намерен его поддержать: «Буллинг учителя
стал сегодня очевидной тенденцией. А подобные увольнения не помогут нам
справиться с этим явлением: если мы спустим на учителя всех собак – будут
еще жертвы».
Действительно, подобных случаев в последнее время очень много, причем к
травле учителей, по наблюдениям Кайнова, все чаще подключаются и родители
учащихся. В итоге, по данным опросов лаборатории медиа-коммуникаций в
образовании Высшей школы экономики, 70% учителей признали, что так или иначе
сталкивались с буллингом, а 55,7% - с угрозами от учеников. Это составляет
колоссальный отряд в 70-100 тыс. пострадавших, причем учителя с низким
достатком сталкиваются с буллингом вдвое чаще.
Ситуация выглядит критической. Между тем, из программ педвузов как назло
недавно убрали дисциплину «Возрастная физиология и психология», в рамках
которой будущих учителей некогда знакомили с объективными особенностями
учащихся разных возрастных групп, а специальной психологической подготовки
педагогов и курсов развития эмоционального интеллекта наши педвузы не знали
никогда. Может ли при таком раскладе учитель защититься от агрессивного или
хамского поведения школьников в принципе? Как оказалось, может.
Конечно, постулатов, вроде: «мы должны помнить, что мы работаем с детьми»,
что «подростки могут быть эмоционально нестабильны», а «каждый учитель в
своем классе педагогический лидер, ибо это его профессиональный долг» и т.
п. никто не отменял. Все это — чистая правда. Но с оговоркой: для человека,
не выведенного из себя юным хамом-провокатором. А учитель при всех
разговорах о его бесконечных «долгах» - тоже человек, а не святой угодник. И
об этом надо помнить.
В критической ситуации, считает директор Московского института развития
непрерывного образования Наталия Сченснович, стоит обратиться к свидетелям
нападок на учителя, главными из которых являются ребята, сидящие в это время
в классе. Ну а «разбор полетов» с виновником происшествия лучше отложить на
потом — когда обе стороны хотя бы немного остынут.
Правильно ли вмешивать в конфликт учителя с учеником еще и других ребят,
пусть и в роли свидетелей, на мой взгляд, вопрос с точки зрения педагогики
более чем спорный. Однако изобретать велосипед, придумывая, как быть в
экстренной ситуации, учителю, как оказалось, и не надо. К примеру, в Москве
есть специальный регламент по действиям педагога, попавшего в такое
положение. И первое, что тот должен сделать — позвать кого-то из своих
коллег: завуча, дежурного администратора или просто учителя из соседнего
класса, которому он доверяет. Главное, чтобы те появились на месте конфликта
очень быстро. Подобные документы, надо думать, существуют и в других
регионах. Но если нет, то можно ознакомиться и с московским: тайны из него
москвичи, наверняка не делают.
Академия Минпросвещения и вовсе разработала специальный тренажер для
педагогов по выходу из конфликтной ситуации. Главное, чтобы учитель не
чувствовал себя незащищенным и уж тем более — жертвой, подчеркнули участники
дискуссии. Хотя давать советы, конечно, всегда легче, чем им
следовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий