Самый типичный образец любви - любовь матери к ребёнку и ребёнка к матери. Ещё Фрейд и его современники установили необыкновенную важность постнатального онтогенеза для всей будущей долгой жизни человека. (Сам термин, онтогенез, индивидуальное развитие, предложил ещё Геккель, в середине 19-го века. И хотя современная наука под онтогенезом человека понимает фактически всю человеческую жизнь, наша сегодняшняя тема ограничивается первым годом развития ребёнка).
Итак, долгожданный (или нежеланный) ребёнок родился. Пренатальный, внутриутробный период развития, конечно, тоже важен. Достоверно известно, что на личность будущего ребёнка ещё до рождения влияет материнское отношение к нему.
Наверное, не надо объяснять - как. Нежданное дитя, недополучившее уже в утробе любви и ласки, оказывается в гораздо более сложном положении, чем его счастливый сверстник.
И, тем не менее, фактор материнской любви во время внутриутробного развития влияет все же меньше, чем после родов.
Введем теперь ещё один термин, а потом перейдём к сути заметки.
Материнская депривация.
Под мудрёными словами скрывается простой и трагический смысл: лишение малыша материнской заботы, участия и, наконец, собственно присутствия рядом.
Причины могут быть любые: от наркотиков и безответственности до болезней и войн. А вот результаты - нарушения развития - получаются одни и те же. Исследователи разносят их на четыре уровня.
Сенсорный - нарушения начинают негативно ощущаться ещё во внутриутробный период. Особенно, если будущая мамаша не отказывается на время беременности от так называемых вредных привычек.
Но максимально разрушительные воздействия на сенсорном уровне происходят после отказа матери от ребёнка. По сравнению с естественными условиями, у малыша в разы (десятки, сотни раз?) уменьшается количество контактов со значимыми людьми: визуальных, слуховых, тактильных и тд. И уж совсем мало становится контактов, эмоционально позитивно окрашенных. Но об этом речь ниже.
Что имеем в итоге? Ребёнка с выраженными нарушениями эмоциональной устойчивости, ритмов сна и бодрствования, ребёнка-«липучку» (из-за нехватки телесного контакта) или, наоборот, «Маугли», недоверчивого и трусливо-агрессивного.
Отсюда - сразу же резкое отставание на связанных с сенсорным когнитивном и эмоциональном уровнях.
Ну а дальше закономерно вылезут серьезнейшие нарушения на четвёртом, социальном уровне. Если детёныш из обычной семьи быстро начинает ощущать себя членом рода, то брошенному ребёнку такое прочувствовать вряд ли удастся. Он постоянно ощущает себя изгоем.
Замечательный психолог Эрик Эриксон (Эриксон-старший; его сын, Кай, известный американский социолог) для таких случаев создал чеканную формулировку: «базисное недоверие к миру».
Но и это ещё не все.
Современные исследования показывают, что материнская депривация приводит не только серьезнейшим нарушениям развития, но и к возможной прямой физической смерти ребёнка! Именно с материнской депривацией связывают многочисленные эпизоды с внезапной смертью до того здоровых младенцев в случае непривычно длительного отсутствия матери.
Конечно, к счастью, такие крайние проявления достаточно редки. Но они, тем не менее, подчёркивают главную мысль сегодняшней заметки, вынесенную в ее заголовок.
И опять перейдём к практике.
Я каждый день занимаюсь психологическими (реже - психическими) проблемами моих доверителей. Так вот, на базе самых что ни на есть практических наблюдений - утверждаю: основная масса проблем возникает именно из-за недостатка любви, тепла, участливого внимания. Причём, такой недолюбленный ребёнок потом точно также будет «недолюбливать» своих близких и окружающих.
Можно ли исправить ситуацию? Иногда можно, иногда нет. Но в любом случае сначала надо в ней разобраться.
Мужчина, 42 года, жалуется мне, что он никому не нужен, чувствует себя потерянным, одиноким, имея при этом жену и троих детей. Осторожно расспрашиваю его о детстве. Он доволен своим воспитанием, хотя называет его очень спартанским. Детей, троих мальчиков, тоже считает неправильным баловать, обнимать, хвалить за успехи, «чтобы не выросли бабами».
Или вспоминаю хорошую девчонку, добрую, улыбчивую. Мы взяли ее на практику, после выхода из детдома, оплатили ее учебу в компьютерном колледже, надеясь, что это будет путевка в жизнь. Не вышло. Она бросила учиться, вселилась с двумя подругами в одну комнату (им каждой выделили по комнате в Москве), а две начали сдавать за относительно немаленькие деньги. Вот вам нарушение онтогенеза на социальном уровне.
Детей нужно безусловно любить. Безусловно - в том смысле, что без условий. «Я тебя полюблю, если ты закончишь год на пятерки» - не годится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий